Лекарственная аллергия

Аллергические реакции являются одним из наиболее частых побочных явлений при химиотерапии и встречаются чаще, чем токсические явления. Вызываемые ХТП аллергические реакции, в отличие от токсических эффектов, не являются специфическими для отдельных препаратов и не связаны со способом введения или особенностями их фармакологического действия. Они характеризуются большим разнообразием клинических проявлений, варьирующих от очень легких, иногда проходящих незамеченными (незначительные кожные высыпания, эозинофилия, кратковременная субфебрильная температура, отечность в месте введения препарата и др.), до тяжелых, иногда заканчивающихся смертью больного (анафилактический шок, отек гортани, легкого, мозга, эксфолиативный и буллезный дерматит, синдром Лайелла и др). Аллергические осложнения нередко усугубляют тяжесть исходного заболевания.

Частота случаев аллергических осложнений колеблется в широких пределах в различных лечебных учреждениях. Эти осложнения часто вообще не рассматриваются как аллергические или не связываются с химиотерапией, особенно реакции замедленного типа, когда больной с осложнениями нередко попадает уже к другим специалистам.

В 1961 г. на IV Международном конгрессе по аллергии были названы три препарата, наиболее часто вызывающие аллергические реакции: пенициллин, новокаин, ацетилсалициловая кислота. Однако поскольку, например, бензилпенициллин и другие антибиотики часто вводят на растворе новокаина, то нередко трудно установить причину наблюдаемого осложнения.

Многие авторы подчеркивают ведущую роль пенициллина (особенно его дюрантного препарата — бициллина) и несколько реже стрептомицина сульфата в развитии аллергических реакций. По данным ВОЗ, частота аллергических реакций на пенициллин колеблется в различных странах от 0,7 до 10 %. Больным с повышенной чувствительностью к лекарственным веществам или страдающим аллергическими болезнями (бронхиальная астма, сенная лихорадка, вазомоторный ринит, нейродермит, некоторые формы экземы, экссудативный диатез у детей и др.) особенно опасно вводить препараты пенициллина, а также стрептомицин. Аллергические осложнения после введения пенициллина и других антибиотиков ранее объясняли наличием в препаратах примеси белков и даже гистаминоподобных веществ.

Аллергические явления чаще наблюдаются при повторном введении вещества, что объясняется сенсибилизацией. Наблюдается также перекрестная сенсибилизация (групповая или парааллергия), часто отмечаемая у страдающих аллергическими заболеваниями. Обычно это наблюдается по отношению к близким по химическому составу препаратам, например, перекрестная аллергия отмечается к различным пенициллинам. Однако она может наблюдаться и в отношении совершенно отличных по составу препаратов, что объясняется различными причинами, а иногда и конституциональной предрасположенностью больного.

Некоторые гаптены лекарственного происхождения, например сульфаниламиды, приобретают антигенные свойства не при соединении с белками, а после окисления или других химических превращений. В таких случаях аллергенами являются их различные метаболиты. Гаптеноподобными свойствами, в частности, обладает не сам пенициллин, а продукты его превращения. При значительной сенсибилизации аллергические осложнения могут наступать при введении даже ничтожного количества гаптена.

Степень сенсибилизации нередко возрастает при увеличении дозы первично вводимого гаптена — ХТП. Однако аллергические осложнения, развивающиеся у больных, ранее получавших до 60 000 000 — 100 000 000 ЕД пенициллина в сутки, мало отличаются по тяжести реакций у лиц, получавших 1 000 000—2 000 000 ЕД.

Аллергические реакции на введение ХТП иногда отмечаются после первого введения, но обычно возникают как следствие сенсибилизации в результате повторной, особенно длительной, химиотерапии. Тяжесть клинических проявлений аллергии обычно увеличивается, если больному после появления такой реакции продолжают Эводить препарат, послуживший причиной ее возникновения. Известны наблюдения, при которых после первого курса лечения сульфатиазолом аллергические реакции возникли у 5 % больных, после второго — у 36%, а после третьего курса — у 80%. Особая опасность аллергических осложнений связана с тем, что заранее трудно предвидеть степень тяжести их проявления после введения ХТП сенсибилизированному больному. Ответные реакции на препарат развиваются через различное время после повторного контакта с аллергеном.

Препараты пенициллина и стрептомицин во много раз чаще, чем остальные лечебные средства, являются причиной наиболее тяжелых аллергических осложнений типа анафилактического шока. Местное их применение на коже и слизистых оболочках чаще вызывает сенсибилизацию, чем парентеральное введение. Местное применение бензилпенициллина и стрептомицина следует ограничивать.

Отмечено, что особенно часто осложнения наблюдаются при нерациональном назначении ХТП. Сравнительно редко аллергические осложнения возникают после применения тетрациклинов, аминогликозидов, левомицетина и некоторых других ХТП. В связи с возможностью развития аллергических реакций особенно опасны самолечение больных ХТП и различные ошибки при их назначении, а также аллергическая предрасположенность больного.

Поделиться ссылкой:



Автор Ирина Кант 1125 Articles
Главный редактор и администратор сайта www.net-bolezniam.ru //\\ Читаю о медицине, пищу о медицине, люблю медицину! //\\ Через меня проходят все опубликованные статьи на нашем сайте. //\\ Я модерирую и одобряю, чтобы читателю было интересно и полезно!