Особенности шинирования некоторых частей тела

Кисть и пальцы иммобилизуют лубком или полосой толстого картона. Шину накладывают по ладонной поверхности от кончиков пальцев до локтевого сустава. Под кисть подкладывают валик, чтобы пальцы были полусогнуты, а большой палец противопоставлен (отведен). Кисть устанавливают в положение тыльного сгибания (рис. 20).

Тыльное сгибание и валик для пальцев обязательны при иммобилизации предплечья любыми подручными средствами. Без этого очень быстро развивается тугоподвижность пальцев, они отекают и болят.

При повреждениях и заболеваниях локтевого сустава и предплечья пользуются лестничной или сетчатой шинами, наложенными по тыльной поверхности плеча до головок пястных костей. Рука сгибается в локтевом суставе под прямым углом, предплечье устанавливается в среднее положение между супинацией и пронацией. В кисть вкладывается валик, чтобы пальцы удерживались в полусогнутом положении. Шинированная рука подвешивается на косынку.

Иммобилизация кисти фанерной шиной с валиком

Фиксировать предплечье можно фанерными (лубковыми) шинами и различными подручными средствами; нужно только крепко связать между собой или сбить гвоздем под прямым углом шины, идущие по предплечью и по плечу. Конечно, такая иммобилизация будет хуже фиксации с помощью шины Крамера.

При ранениях и заболеваниях плечевого сустава и лопатки, закрытых и открытых переломах плеча, обширных повреждениях мягких тканей плеча и плечевого пояса необходимо произвести иммобилизацию всей верхней конечности. Наиболее совершенная фиксация руки достигается наложением отмоделированной шины Крамера длиной 120 см. Вначале нужно хорошо подготовить шину к наложению. С этой целью ее моделируют на себе. Шину кладут на край стола и, упираясь в шину локтем, сгибают ее под прямым углом на расстоянии 30 см от нижнего конца шины (рис. 21, а). Затем, захватив свободной рукой верхний конец шины, направляют ее по задненаружной поверхности плеча через надплечье и спину до надплечья противоположной стороны. К верхнему концу шины по углам привязывают две длинные тесьмы из бинта (см. рис. 21, б). Подготовленная таким образом шина должна располагаться начиная от головки пястных костей больной руки до наружного края лопатки здоровой стороны. В подмышечную впадину больной стороны вставляют валик из ваты или материи для некоторого отведения руки или специальную подушку (см. рис. 21, в, г). Ладонь должна быть обращена к груди больного, локоть согнут под прямым углом, в плече рука должна быть выведена немного вперед. Полоски бинта перекрещивают в подмышечной впадине здоровой стороны и завязывают на груди с больной стороны. Этот прием очень важен, так как он обеспечивает хорошее прилегание шины на всем ее протяжении к телу больного. Руку в шине подвешивают дополнительно на косынку или укрепляют еще одной тесьмой. Фиксацию плеча можно создать в крайнем с случае с помощью фанерных шин, нескольких связанных между собой прутьев, камышовых стволов и любых других твердых предметов.

Иммобилизация плеча и плечевого сустава шиной Крамера

Иммобилизация стопы лучше всего достигается наложением задней крамеровской шины, которую для этого сгибают под прямым углом, а иногда для защиты пальцев она сгибается дополнительно в виде щитка над пальцами. Такие шины приходится накладывать и при переломах позвоночника, когда парализованная стопа отвисает. Вместо крамеровской лестничной шины при отморожениях стопы и воспалительных процессах, переломах пальцев и плюсневых костей можно пользоваться полосками толского картона, сетчатой шиной. Менее пригодны фанера и лубки. Удобны специальные желобоватые проволочные шины, которые не обеспечивают прочной фиксации, а только резко ограничивают движения стопы в голеностопном суставе и свисание ее книзу.

Иммобилизация голени и голеностопного сустава осуществляется двумя крамеровскими шинами или же одной шиной и двумя лубками. Главное — это задняя шина. Она изгибается по форме голени с образованием крючка внизу, удерживающего стопу от подошвенного сгибания. По бокам укладываются дне другие шины, которые можно заменить фанерой, лубком или подручными материалами. Возможны и другие варианты.

Полноценная иммобилизация бедра, коленного и тазобедренного сустава очень трудна. Она может быть достигнута наложением четырех больших шин Крамера, специальной шиной Дитерихса, которая особенно хороша для иммобилизации бедра, коленного и тазобедренных суставов.

Шина Дитерихса деревянная и состоит из двух раздвижных бранш, «подошвы» и закрутки. В браншах имеются прорези для проведения бинтов, тесемок или косынок, которыми шина фиксируется к туловищу и конечности больного. Каждая бранша состоит из двух половин, в одной из которых имеются отверстия, а в другой — шпинек. Благодаря наличию шпинька и отверстий каждую браншу шины можно подогнать и плотно зафиксировать в зависимости от роста больного.

Перед наложением шины производится подгонка ее по росту пострадавшего. При этом бранши шины подгоняются таким образом, чтобы наружная упиралась в подмы-шечную впадину, а внутренняя — в промежность больного. Нижние же концы обеих бранш должны выступать на 10—12 см за края подошвы. Необходимо напомнить, что при наложении шины Дитерихса необходимо обуть поврежденную ногу в ботинок, полуботинок и т. д. Подогнав бранши по длине, что делается на неповрежденной или здоровой конечности, бинтом обе бранши укрепляют на уровне и несколько выше шпинька. Это делается для того, чтобы во время транспортировки шпинек не выскочил из отверстия и обе половинки бранши не сместились по длине. К внутренней поверхности обеих бранш в области коленного сустава, подмышечной и промежностной перекладин прибинтовывают достаточно толстый слой ваты или полоску готового ватника.

Стопу, обутую в ботинок, тщательно прибинтовывают к «подошве», обращая особое внимание на плотное прилегание пятки. Затем в петли «подошвы» вставляют подготовленную внутреннюю и наружную бранши шины, так, чтобы они упирались в промежность и подмышечную впадину больного. После этого шина закрывается и через отверстие проводится закручивание шнура. Шина тщательно фиксируется ремнями, бинтами, тесемками и т. п. к туловищу больного, затем в области бедра, коленного сустава и голени. После проверки качества фиксации производится вытяжение с помощью закрутки, обычно так, чтобы перекладины плотно упирались в подмышечную область и промежность больного. При этом нужно предотвратить травму наружных половых органов, что особенно важно у пациентов, находящихся в бессознательном состоянии.

Если фельдшер все же решит применить для иммобилизации бедра и тазобедренного сустава шины, обычно пользуются пятью большими шинами Крамера. Две из них связывают и укладывают от подмышечной впадины до наружного края стопы, третья идет по внутренней поверхности ноги и у внутреннего края стопы крючкообразно загибается кнаружи, поддерживая стопу под углом 90°. Наконец, две шины, связанные вместе, укладываются сзади, книзу от ребер до середины голени. Шина моделируется, под колено подкладывается небольшой валик для сгибания на 5—8°. На костные выступы предварительно укладываются ватно-марлевые подушечки (шины обертываются ватой). Шины фиксируются марлевыми бинтами или лямками.

Иммобилизация коленного сустава при ранениях производится так же, но наружную шину доводят лишь до края нижних ребер. Коленный сустав фиксируют под углом 170—175°. Держать долго коленный сустав выпрямленным под углом 180° очень больно, сустав быстро отекает, в нем появляется выпот.

Изредка возникает необходимость в иммобилизации головы (бессознательное состояние с возбуждением, необходимость транспортировки). Простейшими средствами иммобилизации головы являются ватно-марлевый круг, обычная подушка, подкладной круг.

Иммобилизация позвоночника очень важна, так как при смещении позвонка может произойти непоправимое повреждение спинного мозга. В этих случаях пользуются лестничными шинами, отмоделированными по изгибам свода черепа, затылка, шеи и грудного отдела позвоночника. Шина обертывается ватой и фиксируется мягкими бинтами, при этом комбинируется крестовидная повязка затылка с 8-образной повязкой груди.

Хорошую фиксацию шейного отдела позвоночника, например при ушибах его с повреждением межпозвоночных связок, дает наложение ватного воротника Шанца (по фамилии предложившего этот воротник). Повязка состоит в том, что шею плотно обертывают полосами белой паты (как бы ватным бинтом, резко ограничивающим движение шеи). Удобны также длинные ватно-марлевые матрасики (10 x 2 x 120 см).

При повреждениях и заболеваниях грудного и поясничного отделов позвоночника иммобилизация достигается положением на жестком ложе, т. е. на деревянных или фанерных щитах.

Иммобилизация при повреждениях тазового кольца, т. е. при переломе лобковых и седалищных костей, производится индивидуально, по указанию врача. Больных, поступивших с переломом костей таза, перевозят на жестком щите, ноги разводят и сгибают в тазобедренных суставах, подкладывая под колени валики или подушки.

Из новых средств транспортной иммобилизации следует отметить носилки иммобилизующие вакуумные, которые применяются при тяжелых повреждениях грудного, поясничного отделов позвоночника и костей таза. Они являются наилучшим средством иммобилизации при таких тяжелых повреждениях. Эти носилки состоят из днища и резиново-тканной оболочки. Пострадавшего аккуратно укладывают на съемное днище, предварительно раскрыв и расправив резиново-тканную оболочку. Больному придается необходимое физиологическое положение. Затем оболочка фиксируется вокруг пострадавшего с помощью специального шнура. После повторной проверки правильности приданного положения тела с помощью насоса откачивают воздух из резиновотканной оболочки. Через 9—10 мин при отрицательном давлении около 66,7 кПа (500 мм рт. ст.) носилки приобретают необходимую жесткость.

Поделиться ссылкой:


О Ирина Кант 1147 статей
Главный редактор и администратор сайта www.net-bolezniam.ru //\\ Читаю о медицине, пищу о медицине, люблю медицину! //\\ Через меня проходят все опубликованные статьи на нашем сайте. //\\ Я модерирую и одобряю, чтобы читателю было интересно и полезно!